Пионерия 2.0?

  • Статья № 8601
  • 20.05.2022
В день столетия пионерии в стране объявили о создании всероссийского движения детей и молодежи «Большая перемена», целью которого заявлено единение молодого поколения под общим «зонтиком». О том, какие элементы пионерского движения будет полезно перенести в современность, а от каких решительно отказаться, рассказала руководитель центра ментального здоровья «Эмпатия» в Москве Надежда Панова.

«Есть много взрослых, которые с теплотой вспоминают свое пионерское детство, считая, что это движение было панацеей от «ненормального» поведения детей и залогом гармоничного развития юношей и девушек. В этой позиции есть рациональное зерно, однако, по моему мнению, от точного копирования советской практики нужно отказаться.

Пионерское движение неплохо справлялось с задачей организации досуга детей вне школьных стен, и этот опыт, несомненно, стоит перенять. Сегодня не каждый родитель в силу занятости способен организовать внеклассную жизнь ребенка, и тогда юный человек остается и без наставника, и без контроля. Часть детей пропадают в соцсетях, упуская важный период формирования навыков общения и коллективного решения задач. В неблагоприятных случаях, оставшись без полезной деятельности, подростки приобретают вредные привычки и оказываются в дурных компаниях. В советских же школах проблемным ребятам помогали в учебе, привлекали к разным мероприятиям, и это позитивно влияло на образование и воспитание детей.

Минус пионерии заключается в том, что она предполагала одну общую идеологическую составляющую для всех. Если ребенок по каким-то причинам не вписывался всецело в заданную парадигму, он рисковал стать изгоем без возможности примкнуть к другому детскому сообществу, просто потому, что их не было. Яркий пример - пионер должен был быть атеистом и бороться с религией. Не дай бог его бы заметили сопровождающим бабушку в храм - ему грозило исключение из пионерии и отстранение от всех коллективных дел. В современных условиях такая монополия недопустима.

Опыт прошлого, конечно, нужно использовать, взяв все хорошее и оставив позади перегибы и ошибки. Для этого надо поощрять развитие детских организаций разного профиля с учетом способностей, потребностей и интересов каждого ребенка. Ведь именно в детстве важно раскрывать потенциал человека, а не стричь всех под одну гребенку».